[ 23.04.2012 ] 17 и 18.04.2012 г. в Международной промышленной академии состоялась конференция "Вступление России в ВТО: преимущества и риски агропродоводьственного комплекса"
17 -18 апреля 2012 г. в Москве в Международной промышленной академии состоялась научно-практическая конференция «Вступление России в ВТО: преимущества и риски агропродовольственного комплекса», привлекший внимание всего отраслевого сообщества России и многих стран.
Приветствия в адрес участников конференции направили: министр сельского хозяйства РФ Е.Б. Скрынник, председатель Комитета Совета Федерации ФС РФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Г.А. Горбунов, поредседатель комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам Н.В. Панков, председатель Комитета ТПП РФ по развитию АПК, председатель Совета Ассоциации отраслевых союзов АПК В.А. Семенов и президент Международной промышленной академии В.А. Бутковский.
В конференции приняли участие 310 руководителей и специалистов федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти управления АПК, отраслевых союзов и ассоциаций, ученые, преподаватели и аспиранты НИИ Россельхозакадемии и вузов, предприятий и компаний, отраслевых СМИ. Всего в конференции участвовали представители 49 регионов Российской Федерации и 8-ми Посольств иностранных государств.
Конференция прошла в режиме двух пленарных заседаний (17.04) и Круглого стола «Россия в ВТО: прогноз для АПК» (18.04). На пленарных заседаниях и в открытой дискуссии приняли участие представители большинства отраслей АПК. С большим интересом участники конференции восприняли выступления: президента МПА В.А. Бутковского, заместителя Комитета Совета Федерации ФС РФ С.Ф. Лисовского, заместителя председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ Н.В. Школкиной, заместителя Министра сельского хозяйства РФ Алдошина О.Н., заместителя начальника отдела Департамента торговых переговоров Министерства экономического развития РФ В.В. Батанина, академика-секретаря отделения экономики Россельхозакадемии А.И. Алтухова, директораАграрного центра, заведующего кафедрой агроэкономики МГУ имени М.В. Ломоносова, генерального директора Национального Союза свиноводов Ю.И. Ковалёва, президента Российского Зернового Союза А.Л. Злочевского, президента Ассоциации предприятий кондитерской промышленности «АСКОНД» С.М. Носенко, директора ЗАО «Совхоз имени Ленина» П.Н. Грудинина, генерального директора Национального фонда защиты потребителей А.Я. Калинина, директора Российской ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш» Е.А. Корчевого, председателя правления Мясного Союза России М.Л. Мамиконяна, президента Национального Союза зернопроизводителей П.В. Скурихина, президента Российского Союза мукомольных и крупяных предприятий С.В. Коломенского, исполнительного директора Масложирового Союза России Ю.Н. Морозова, генерального директора Института конъюктуры аграрного рынка (ИКАР) Д.Н. Рылько, исполнительного директора Ассоциации сахаропроизводителей государств-участников Таможенного союза, председателя правления Союза сахаропроизводителей России А.Б. Бодина, заместителя директора по научной работе ГНУ ВНИИ мясной промышленности Россельхозакадемии И.М. Чернуха, председателя Совета директоров Союза землеустроителей России А.Е. Гуськова.
Яркой, эмоциональной и несомненно полезной оказалась дискуссия, состоявшаяся 18 апреля на круглом столе, который в качестве модератора провел ректор МПА А.Б. Овечкин. В обсуждении приняли участие:заместитель начальника отдела Департамента торговых переговоров Министерства экономического развития РФ В.В. Батанин, директор Департамента международного сотрудничества Минсельхоза России Д.А. Трефилов, заместитель директора Департамента пищевой, перерабатывающей промышленности и качества продукции Минсельхоза России С.Н. Серёгин, директор Аграрного центра, заведующий кафедрой агроэкономики МГУ имени М.В. Ломоносова С.В. Киселёв, руководитель Аграрного центра ЕврАзЭс, академик Международнойакадемии информации В.И. Тарасов, председатель правления Мясного Союза России М.Л. Мамиконян, вице-президент Российского Союза пекарей В.В. Молодых, первый проректор Международной промышленной академии О.А. Ильина, заместитель генерального директора по экономике и финансам «КапиталАгро» (г. Белгород) О.И. Гаврилюк, начальник управления экономического анализа АПК МСХ и продовольствия Ростовской области Н.П. Семенюк, начальник отдела пищевой и перерабатывающей промышленности департамента АПК Костромской области Л.А. Горохова, генеральный директор ОАО «Урюпинский маслоэкстракционный завод» (Волгоградская обл.) А.С. Шкарупа и другие.
По результатам конференции участники приняли рекомендации конференции, которые было решено направить в федеральные органы законодательной и исполнительной власти.а также широко опубликовать в СМИ и Интернете.
Участники конференции выразили надежду, что будут предприняты все необходимые меры по успешной и эффективной адаптации отраслей АПК к условиям членства России во Всемирной торговой Ассоциации.
Международная промышленная академия апрель 2012 г.
РЕКОМЕНДАЦИИ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО: ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА"
17-18 апреля 2012 г., Москва, Международная промышленная академия
Российская Федерация завершила переговоры по вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО). Это зафиксировано 16 декабря 2011 г. решением Министерской конференции в Женеве. Соглашение о присоединении к ВТО должно пройти процедуру ратификации в Государственной Думе ФС РФ до середины 2012 года. Это означает, что в самое ближайшее время экономика страны, в том числе и предприятия агропромышленного комплекса, окажется в новых условиях, характеризующихся, прежде всего, ужесточением конкуренции на рынках. В связи с этим конференция считает необходимым разработать и реализовать комплекс мероприятий по обеспечению конкурентоспособности российских производителей продовольственных товаров в условиях действия правил ВТО, в том числе, по мнению участников конференции важно: 1. Разработать и внести в Государственную Думу ФС РФ проект федерального закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации». 2. Внести предложение по изменению наименования Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на «Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации». 3. Внести изменения в отдельные статьи (в том числе в ст.3) ФЗ от 29.12.2006 г. №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и Налогового Кодекса Российской Федерации, в части расширения понятия «сельскохозяйственный производитель», до понятия «производитель агропродовольственной продукции», включив в него наряду с сельскохозяйственной, продукцию пищевых и перерабатывающих предприятий; 4. Предусмотреть в Государственной программе по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы мероприятия и объем финансирования, достаточные для адаптации сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности к условиям вступления в ВТО. 5. Разработать в дополнение к Государственной программе по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -2020 годы план действия органов управления АПК и объединений товаропроизводителей по адаптации агропродовольственного сектора Российской Федерации к условиям работы в ВТО. 6. Разработать стратегии развития и модернизации отраслей АПК на основе привлечения государственных и коммерческих инвестиций в капиталоемкие и инфраструктурные проекты, реализация которых обеспечит необходимый уровень конкурентоспособности российских товаропроизводителей. 7. Активизировать участие отраслевых союзов и бизнеса по разработке мер адаптации сельского хозяйства и других отраслей агропромышленного комплекса к условиям функционирования в рамках ВТО. 8. Прекратить политику сдерживания цен на пищевые продукты в регионах, при этом последовательно проводить адресную поддержку малообеспеченных слоев населения по основным группам пищевых продуктов. 9. Предусмотреть в рамках общего объема государственной поддержки предприятий АПК программу дотаций на часть статей себестоимости выпускаемой продукции, по которым существуют объективные факторы превышения над соответствующим уровнем у иностранных конкурентов (климат, географическое положение и др.). 10. Осуществлять в рамках мер государственной поддержки постоянный мониторинг ситуации с производством и торговлей во всех подотраслях АПК России, и в первую очередь в наиболее чувствительных подотраслях, по результатам которого оперативно применять меры защиты, предусмотренные правилами ВТО, одновременно с учетом условий вступления России в ВТО увеличить поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства, производства комбикормов и белково-витаминных добавок. 11. Провести служебное расследование и определить, какими данными или выработанными директивами переговорная делегация руководствовалась при согласовании уступки по ТН ВЭД 1601 «Готовые мясные изделия». Одновременно обратится в Правительство РФ с инициативой по подготовке письма в секретариат ВТО, разъясняющего необходимость пересмотра этого положения и содействия в проведении дополнительных консультаций и переговоров, для чего сформировать согласительную группу переговорщиков из отраслевых экспертов и юристов международного права для согласования компромиссных условий доступа на рынок по коду ТН ВЭД 1601. 12. Изучить опыт других стран по применению поддержки и защитных мер с хозяйства в рамках правил и условий присоединения к ВТО, ознакомить с этим опытом отраслевой сообщество и обеспечить эффективное его применение. 13. Последовательно совершенствовать систему поддержки сельского хозяйства, расширять меры «зеленой корзины», в том числе объемы инвестиционной помощи при реструктуризации аграрного производства, поддержки регионов с неблагоприятными природно-климатическими условиями, страхования доходов производителей и др. 14. Завершить принятие технических регламентов на основные виды продукции АПК, проанализировать практику реализации принятых ранее технических регламентов на соответствие международным нормам и провести работу по внесению необходимых изменений, направленных на ускоренную адаптацию подотраслей АПК к условиям работы в ВТО, реализовать широкомасштабные дополнительные образовательные программы по применению всего массива технических регламентов на предприятиях отрасли. 15. Внести изменения в Федеральный Закон №184-ФЗ «О техническом регулировании» с учетом правоприменительной практики и работы предприятий в условиях членства России в ВТО. 16. Внести изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации в части включения в Перечень продовольственных товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по ставке 10%, включив в него все пищевые продукты (за исключением алкогольной продукции и табачных изделий), аналогичные изменения внести в Постановление Правительства РФ №908 от 31.12.2004г. «Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов». 17. Обеспечить предприятиям АПК, в том числе пищевой и перерабатывающей промышленности, возможности широкого, упрощенного и приоритетного доступа к долгосрочным низкопроцентным кредитам при одновременном обеспечении мер по реструктуризации их текущей задолженности. Предусмотреть в работе существующего профильного банка возможность выдачи кредитов по формальному уровню процентной ставки (1-2%). 18. Усовершенствовать налоговую политику государства, в том числе внести изменения в налоговое законодательство в части увеличения бюджетных средств на предоставление льгот по налогу на прибыль и единому социальному налогу для пищевых предприятий социально значимых отраслей, а также предприятий, осуществляющих крупномасштабную модернизацию. Сохранить «нулевую» ставку по налогу на прибыль для сельхозтоваропроизводителей и ввести ее для пищевых и перерабатывающих предприятий на период до 2015 года. 19. Проводить политику контроля роста тарифов на энергоносители (газ, электроэнергия) и перевозки (особенно железнодорожным транспортом). 20. Создать подконтрольную государству отечественную торговую сеть для приоритетной реализации продукции российских товаропроизводителей для исключения ценовой дискриминации. 21. Обеспечить прозрачность механизмов, необходимых для продвижения продукции предприятий АПК России на зарубежные рынки.
22. Принять классификатор «Национальные пищевые продукты Российской Федерации», ориентированный на экспорт продовольственных товаров, которые производят предприятия на территории Российской Федерации, включая такие пищевые продукты, как «Хлеб Бородинский», «Булка городская», «Плюшка Московская», «Пряник Тульский», «Сыр Российский», «Колбаса Докторская», «Водка Московская», «Майонез «Провансаль «Московский» и другие. 23. Наращивать вложения государства, отраслевого сообщества и бизнеса в инфраструктуру и образование. Обеспечить целенаправленную подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров, владеющих знаниями о правилах ВТО, способных использовать их для защиты и адаптации предприятий АПК к новым условиям. Ввести в учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования курсы обучения на основе комплекса образовательных программ по правилам, условиям и особенностям работы в ВТО, в том числе подготовку специалистов в области международного права и экономики. 24. Ускорить в режиме софинансирования НИОКР и фундаментальных исследований разработку и внедрение перспективных инновационных технологий на предприятиях АПК. 25. Расширить возможности применения современных технологий и оборудования для модернизации отраслей АПК с целью обеспечения конкурентоспособности их продукции. Создать условия для повышения инвестиционной привлекательности создания средств производства, в том числе технологического оборудования для предприятий АПК России. 26. Внести изменения в Технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» в соответствии с международными нормами, предусмотрев маркировку сроков годности пищевых продуктов только по показателю «годен до», без указания даты производства. 27. Предусмотреть расширение перечня предприятий, имеющих приоритетное право на субсидирование по долгосрочным кредитам, полученным в отечественных кредитных организациях на цели нового строительства, проведения реконструкции и модернизации, включив в него предприятия пищевых и перерабатывающих отраслей. 28. Усилить меры борьбы с фальсификацией пищевой продукции, в том числе путем внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие усиление ответственности за введение потребителя в заблуждение.
Для защиты внутренних производителей в рамках реализации программы присоединения России к ВТО необходимо предусмотреть создание и совершенствование ряда институтов, в том числе: - создать финансируемые государством органы и юридические службы для подготовки вопросов по разрешению споров и продвижения отечественной продовольственной продукции на зарубежные рынки; - содействовать созданию новых организаций и усилению роли действующих отраслевых союзов (ассоциаций) для их участия в совершенствовании правил и норм ВТО, максимально отвечающих интересам России;
В предстоящей работе большую роль должны сыграть отраслевые союзы и ассоциации АПК, представляющие интересы действующих предприятий и компаний, в полной мере располагающие информационной базой о состоянии и возможностях отдельных предприятий, отраслей по регионам и в целом АПК. Реализация предложенных мероприятий обеспечит широкие возможности и безболезненную адаптацию агропромышленного комплекса к новым условиям его функционирования в рамках ВТО. Рекомендации приняты на конференции «Вступление России в ВТО: преимущества и риски агропродовольственного комплекса» с общим числом участников 310 представителей федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, отраслевых союзов и ассоциаций АПК, сельскохозяйственных, перерабатывающих и пищевых предприятий, фирм и компаний, НИИ Россельхозакадемии, университетов и учреждений дополнительного профессионального образования, средств массовой информации. Всего в конференции приняли участие представители 49 регионов Российской Федерации. Конференция выражает надежду, что настоящие Рекомендации будут учтены Правительство Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Комитетом Совета Федерации Российской Федерации по агропродовольственной политике и природопользованию, Комитетом Государственной Думы Российской Федерации по аграрным вопросам и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в их деятельности по обеспечению необходимых мер защиты и поддержки АПК в условиях вступления России в ВТО. Рекомендации приняты с целью опубликования в СМИ, будут направлены в федеральные и региональные органы законодательной и исполнительной власти, отраслевые союзы и ассоциации товаропроизводителей.
18 апреля 2012 г., Москва, Международная промышленная академия |